COIL - ТЕТРАГРАММАТИЧЕСКИЙ ФАЦЕТ


В последнее время COIL становятся все более недоступными большинству своей аудитории. Недоступны двояко: их релизы трудно приобрести (по многим причинам); поиск информации среди сонма изданий, журналистские бригады которых вовлечены в бесконечную пого ню за молодыми и перспективными, основательно затруднен. Впрочем, время от времени о COIL вспоминают, даже дают им слово, да и благо интернет предоставляет постоянную возможность следить за ходом событий. Однако и эта, казалось бы, безобидная вещь вскоре может иссякнуть: COIL никогда не были обеспеченной группой и недавно их веб-сайт brainwahsed.com провозгласил о серьезных финансовых затруднениях, ставящих под угрозу его существование. Остается уповать на пока не иссякающий талант Джона и Петера, котор ые, как известно, способны творить выделяющиеся из любого ряда вон вещи при минимальных бюджетах.

Элитарная музыка при любых обстоятельствах остается элитарной, то есть труднодоступной, дорогой, непонятной, и временами даже вызывающей жуткое раздражение из-за этого. Что ж, тем большим будет наше счастье от возможности прикоснуться к тому, что, так ил и иначе, достигает наших берегов.

В последнее время (1997-1999) COIL работают как никогда плодотворно и, чтобы как следует разобраться во всем, что было издано за упомянутый короткий промежуток времени, потребовалось бы гораздо больше вашего времени и нашего места. Ограничиваясь малым, но в достаточной мере любопытным и уникальным, я предлагаю к более или менее пристальному рассмотрению нечто совсем особенное, характеризующее COIL с новой, до селе не виданной стороны. Речь идет о серии из четырех EP под условным названием "Solstice/Equinox", выходившей по одному компакту каждое равноденствие или солнцестояние, начиная с весны до декабря 1998 года. Серия, как обычно, издавалась лейблом World Serpent, лимитированным тиражом, причем при наступлении срока выхода каждого последующего диска , реализация предыдущего прекращалась и тираж уничтожался. Мини-альбомы никогда не считались редкостью ни на официальном, ни на подпольном рынках, но данная серия обладает некоторыми особенностями, отличающими ее от всего остального. О чем и пойдет речь ниже.

В первую очередь хотелось бы предостеречь пытливых исследователей творчества COIL от чрезмерных усилий в поисках истоков этой несколько неожиданной серии в предыдущих работах. Никакой связи, кроме глубоко скрытого сакрального единства всего, что со вр еме н "How To Destroy Angels" и "Scatology" до "Black Light District" и "Time Machines" было вынесено плечах Джона Бэлэнса, Петера Кристоферсона и их сподвижников из разнообразных посю - и потусторонних стихий, нет. Основная идея этих макси-синглов заключала сь именно в попытке выйти за рамки сферы внутреннего взаимодействия какого-то периода творчества или какого-то альбома, так или иначе несущего в себе некую концепцию. Великие саунд-инквизиторы поставили перед собой задачу зафиксировать определенный момен т в истории, во времени и попросту в своей жизни, момент, который содержит в себе неповторимое состояние интеллектуальной и творческой активности, течение которой сопряжено с внешними силами природы и анти-природы, двух неизменных источников эзотерическо го познания для COIL.

В интервью журналу "The Wire" в июле 1998 Джон Бэлэнс высказал некоторые мысли, касающиеся происхождения обозреваемой серии: "Мы в самом деле постарались переоценить наши подходы к созданию музыки, и в этом заключалась главная идея этих альбомов. Кажд ый из синглов должен отражать определенное местоположение в годовом цикле. Это абсолютно иная и до сих пор не устоявшаяся сторона в нашей работе. Ведь, как правило, образ наших действий в студии заключался в постоянном саморазвитии и в неизбежном самоограни чении, когда различные люди могли неожиданно влиться в эту работу и затем исчезнуть снова…"

Запись материала для будущих EP началась еще в 1997 году. Каждое солнцестояние или равноденствие COIL открывали двери студии и в соответствии с астрономически точным наступлением того или иного состояния светил начинали запись. Минута в минуту, невзир ая на время суток и настроение участников, фактически вживую. Ровно через год, в соответствии с расчетами астрономов, COIL опять в студии. Четыре раза в году они вновь продолжают запись снисходящей на них сиюминутной музыки, видя себя как всегда в центре вс еленной и концентрируя в себе скопления случайных и непреодолимых ипостасей всего сущего. Рассказывает Джон: "Мы решили, что даже если глубокой ночью нам придется приступить к записи, то мы все равно будем делать это, невзирая ни на что. Так однажды и с лучилось: одна из сессий началась рано утром. Обычно мы продолжаем запись в течение примерно четырех часов, импровизируя и оставляя все в первоначальных вариантах. Мы могли бы потом уделить много времени этому материалу, дабы привести его к совершенной форме, что-то изменить или подчистить, но цель состояла в том, чтобы оставить все таким, как есть. На некоторых вещах я оставил нетронутыми даже тексты. Мне кажется, что это лучше, натуральнее, чем если бы мы стали "усиливать" все это впоследствии". Тут же, в "The Wire", представлено и мнение Петера: "Одним из аспектов, который нам бы хотелось выделить на этих пластинках, является та мистика, которая присутствует при создании музыки, то есть при том процессе, которому бы сопутствовало празднование опред еленного момента времени, не зависимо от того, идет ли в этот самый момент запись. Все эти вещи сымпровизированы и сыграны по причинам большей частью ритуального характера, нежели просто с целью выхватить какие-то даты из календаря".

Музыка, точные даты и время прохождения записи - единственное, что имеется в распоряжении того, кто попытается "копнуть поглубже". Очень много интересных фактов, сопутствующих этим работам, останутся неясными. Журналистам-любителям COIL недоступны еще в большей мере, чем просто интересующимся их музыкой. Сопрягая факты с интуицией, каждый из слушателей должен быть способен на собственные оценки. Нижеизложенное есть лишь вероятная картина, моя собственная интерпретация содержания этих альбомов, основанна я как на общедоступных фактах, так и на некоторых персональных изысканиях.





SPRING EQUINOX: MOON'S MILK OR UNDER AN UNQUIET SKULL
Started: 30.03.97, 13-15PM
Ended: 20.03.98, 19-40PM

Альбом, посвященный весеннему равноденствию, состоит всего из двух вещей равной продолжительности и примерно одинаковой типологической структуры. "Part One" и "Part Two" во многом схожи между собой и, скорее всего, первая композиция будет рассматриват ь как логичное и необходимое продолжение второй. Единая основа стала полигоном для очень утонченных, не слишком разнообразных, но отнюдь не недостаточных вариаций на тему "Moon's Milk". Вскоре после выхода этого сингла распространилось мнение, что COIL о кончательно ударились в трэнс-эмбиент, эйсид-ориентированную музыку, культивирующую различные ритуалистские идеи минималистического свойства. Некоторая "похожесть" звучания, композиции и настроения сингла на предыдущий полнометражник "Time Machines", воз можно, могла послужить причиной для появления подобного рода толков: сразу заговорили о неком "новом направлении", "новой стилистке" у COIL, и сразу же прикусили язык: подвести их работы под общий знаменатель, конечно, хотелось бы, но сделать это с дос таточной долей убедительности не так-то просто. Последующие релизы этой серии не давали больше повода для таких рассуждений, да и сам "Moon's Milk" содержал в себе детали, отчетливо дававшие понять об отсутствии застоя в креативных способностях коллекти ва, что уже не раз подтверждалось с поразительной силой и вескостью. Такой яркой и основательной особенностью, ключевой деталью, бесспорно, явился электрический альт Уильяма Бриза (William Breeze), ставшего отныне членом группы. Звучание, казалось бы, с толь несвойственного и неожиданного инструмента (до сих пор были замечены только живые струнные) придало сверхъестественную прозрачность, и возвышенность второй части сингла. Сочетание альта с гудящей "подложкой" оказалось пронзительно красивым, леденящи м слух и безумно драматическим. На протяжении всей серии присутствие этого инструмента либо прямо, либо косвенно, создавало определенную трепещущую атмосферу чувственности, аналогов которой на прочих релизах COIL, похоже, не наблюдалось.

Лунное Молоко - это полуреальное, полумистическое вещество, описанное в Chambers Cyclopedia, как белая, пористая, ломкая, безвкусная масса, часто обнаруживаемая (где? На Луне?…об этом в энциклопедии ни слова…) в форме белого мучного порошка, но иногда очень напоминающее по составу пластинчатый гриб. В ряду других ассоциативных линий необходимо упомянуть, что в каждом календарном месяце полнолунию соответствует свое название. Не буду приводить их все, в мае 1998 года полная луна состоялась 11-го числа и традиционно носила название Planting Moon или Milk Moon.

…Чего-то более определенного в связи с "Moon's Milk" обнаружить, увы, не удалось…

Виниловое издание альбома было выпущено лимитированным тиражом в 1000 экземпляров на молочно-белом виниле. Дополнительные 55 копий были изданы на виниле "цвета желтой мочи", как беззастенчиво гласил пресс-релиз группы.

Возьму на себя смелость утверждать, что, несмотря на монохромность, однонаправленность и малую продолжительность эта часть серии является наиболее сильнодействующей, где скромный набор экспериментальных средств неожиданно оборачивается глубиной и проникновенностью, накладывая серьезный отпечаток на психику слушателя.





SUMMER SOLSTICE: BEE STINGS
Started: 21.06.97, 8-06AM
Ended: 23.06.98, 21-27PM

Второй сингл серии, приуроченный к летнему солнцестоянию, для многих явился откровением, разбившим все опасения насчет слипшихся в один тягучий комок экспериментальных идей, из которого, якобы, COIL не могли выпутаться уже несколько лет. Если на "Moon 'Milk" они попытались пронять слушателя как бы изнутри, расставляя ориентиры глубоко под лунным покровом двух полублеклых вещей, то "Bee Stings" оказался орешком, который следовало щелкать совсем другими щипцами. Этот альбом ослепляет и оглушает, вызывает озноб в позвонках и своей последней композицией "A Warning From The Sun" окончательно сводит счеты с лунным притяжением, которое на поверку оказалось слабым и позволило COIL устремиться к испепеляющему Солнцу.


Впрочем, до шокирующей "Warning…" слушателю предстоит пройти основательный курс подготовки перед самоубийственным, но неизбежным полетом. На альбоме появляется голос Бэлэнса, и в весьма и весьма непредсказуемых масках. Традиционными для COIL можно назвать первые две из четырех вещей: "Bee Stings" и "Summer Substructures". Однако попрошу учесть, что ввиду вышеупомянутой обособленности всей серии и свойственной группе COIL способности к постоянной самотрансформации, все сравнения и ссылки на "традиционность" в высшей степени условны и для каких-то твердых суждений могут служить лишь как расплывчатые ориентиры. На этом сингле COIL представляются демоноподобными ангелами, лениво вращающими неотвратимый барабан с гигантским диаметром, на который они, как м ногожильный кабель, наматывают вытяжку из ваших мозгов. Голос Джона каждым своим обертоном подписывает приговор всем отчаянно дерзнувшим услышать эту музыку.

Пчелам отводится довольно много места в традиционной истории и мифологии многих народов. Древние египтяне верили, что пчелы рождаются из слез бога солнца Ра, из глаз которого они падают на Землю… В Греции они служили символом души и Платон верил, что душ и праведников переселяются в пчел… Христиане ассоциировали пчел с чудом воскрешения, и три зимних месяца, которые они проводили в ульях сравнивались с тремя днями исчезновения тела Христа в период между распятием и воскрешением… Будучи бесполыми, пчелы п роизводят потомство образом, который считался схожим с непорочным зачатием…Мед и жало являются символами Христа, первое из-за своей кротости и милосердия, второе из-за своей роли в Страшном Суде…

Можно вспомнить и о характере воздействия пчелиного яда на человека. В зависимости от чувствительности последнего определенное количество пчелиных укусов может вызвать ощущения в диапазоне от легкого головокружения до паралича органов дыхательной системы . Пчелиный яд и прочие продукты жизнедеятельности этих загадочных насекомых способны вызвать как смерть, так и исцеление.

"Glow Worm/Waveform"- накаленная добела спираль, пружина, которая уже готова выстрелить и впиться в телеса расслабившихся у акустических систем; одна из самых красивых вещей из всей серии, где знойный альт Бриза и удушливый голос Бэлэнса создают взаимопроникающий тандем, с еле уловимой симметрией и взаимными отражениями. Никаких неожиданных событий не произойдет на этой композиции, однако, следующая за ней и уже упомянутая "A Warning From The Sun" с первых же секунд заставляет внутренне содрогнуться и н апрячься всеми силами. Пронзительные звуки с непонятным происхождением врываются в пространство, изменяют его плотность и заполняют его неповоротливыми, гигантскими, невиданными формами. Из расплесканного и разворотившего все хаоса возникает Джон и возве щает нам о грядущем конце. Любопытное сообщение оставил один поклонник на информационной страничке COIL: "Ученые, осуществляющие контролируемую правительством Британии программу развития психических процессов, предсказывают некие знамения, должные поступать к нам с Солнца, и последующую небывалую солнечную активность, которая, по всей видимости, закончится летально для землян. Также было упомянуто, что в результате исчезновения защитного слоя окраска многих цветущих растений сильно изменилась, и п челы т еперь не могут отыскать их, что ставит их под угрозу вымирания. Единственный путь спастись от катастрофы - это переселиться под землю и питаться червями". Как бы ни было завлекательно и любопытно все вышеизложенное, необходимо все же признать, что фантазия людей, слушающих подобную музыку, способна создать еще не одну мистификацию.

Издание сингла на компакт-диске сопровождалось тысячей копий на семидюймовом цветном виниле, куда были помещены только "Bee Stings" и "Summer Substructures".





AUTUMN EQUINOX: AMETHYST DECEIVERS
Started: 22.09.97, 19-54PM
Ended: 23.09.98, 5-38AM

Наше воодушевление обретает новый размах, когда мы обнаруживаем на осеннем сингле целых пять вещей. От сжатых, но содержательных и невесомых лунных форм через гордые груды солнечной гравитации COIL спархивают к вдумчивым и умиротворенным равнинам, где Бэлэнс неустанно взывает к разлагающимся галактическим голосам. Накрапывающий дождь ложится на землю плавными вуалями. Это Роуз Макдоуэл (Rose McDowall) и Роберт Ли (Robert Lee, группа SORROW) в нежном вокальном союзе проистекли из композиции "Rosa Decidua ". Серость тонов, расплывчатость образов и скользота осенних панелей сообщают нам о наступлении сумерек в сознании и неуверенности в поступи. Именно таким, нестройным, полубредовым и полуобморочным шагом меряют COIL узкие площади выстроенных в их воображении городов. ("The Auto-Asphyxiating Hierophant"). Исступленный поиск неожиданно приносит свой плоды, и в самом конце сингла перед нами расплескивается целая россыпь драгоценностей, которыми во что бы то ни стало необходимо завладеть… "Amethyst Deceivers" собственной персоной прошмыгивают у нас под носом, подбирая с неуловимой ловкостью живительные камни в свои фиолетовые плащи. По всей видимости, эта композиция окажется во всех антологиях, связанных с "похитителями", потому как ничего подобного (снова этот поднаторевший оборот) у COIL до сих пор не наблюдалось. Определенно самая утонченная и изысканная вещь во всей серии. Ритмически напоминает распутывание клубка бусин, каждый виток которой издает сладчайший звук при малейшем прикосновении (Уильям Бр из на мандолине, судя по пресс-релизу, но что-то очень на мандолину это не похоже), и обещает быть разорванным любым неловким движением, но при некотором усилии вашего внутреннего чувства ритма поддается, и в руках у вас переливающая лиловыми бликами спираль. Средневековый мотив и ставший уже привычным для серии сплюснутый вокал Бэлэнса явили собой поистине красивейшее произведение, щеголяющее со всех сторон драгоценностями в изящной оправе. Лейтмотивом альбома становится аметист, фиолетово-лилового цвета камень, известный своей способностью предотвращать алкогольный дурман: тем, кто носит этот минерал на шее, якобы нипочем любые дозы в любых компаниях. Шумерские надписи на глиняных табличках извещают нас о том, что аметист способен вызывать любовь к дарящему, даже если принявший дар до этого был влюблен в другого. Названный в Риме "благословенным", этот камень может помочь в излечении нервных расстройств, сглаживании распрей. Таящаяся в нем энергия в целом положительно влияет на его владельца и на о кружающих. Предлагаю почтенной публике самим поразмышлять о том, зачем же этот камень понадобилось похищать (учитывая при этом и другой возможный перевод названия сингла). Добавлю только, что фиолетовый цвет, ставший на этот раз базовым при оформлении альбома, это цвет философов и поэтов, цвет познания истины бытия, к которой COIL неумолимо стремятся, не подозревая пока о поджидающей их катастрофе…





WINTER SOLSTICE: NORTH
Started: 21.12.97, 19-54PM
Ended: 22.12.98, 1-43PM

Все метаморфозы завершаются и приводят наших героев к катарсису. Зеленый апельсин вызревает, потом из желтого превращается в фиолетовый, гниет, лопается, заливая слизью окрестные вселенные, и вот уже сквозь опавшую кожуру на нас смотрит Глаз, The Eye, всевидящее и всеосвящающее Око. (Это я про метаморфозы, происходящие на обложках серии.) "A White Rainbow", первая на зимнем альбоме, яркая аллегория, попытка свести воедино все присутствующие на предыдущих синглах идеи и приемы в одно целое, выжать из эт ого сплава нечто принципиально новое, наподобие того, как сумма всех цветов радуги вырождается в один единственный белый цвет. Белый Глаз на обложке и Белая Радуга на диске становятся контаминационным и кульминационным итогом всех четырех EP. Лучший, по мнению World Serpent, из всех четырех синглов, "North" так или иначе, подводит все к одной абсолютной черте, абсолютной по цвету, составу, плотности и температуре. "North" созвучно нашему "ноль". Север, с астрономической точки зрения, - одна из главных точек горизонта, точка пересечения истинного горизонта с небесным меридианом, ближайшая к Северному Полюсу мира. Пересечение Истинного Горизонта с Небесным Меридианом. Завершение любой эволюции есть ее самоуничтожение, итог развития любой системы есть ее разрушение. Воссоздавшееся из хаоса, завершив полный круг, вновь возвращается хаос. Самоисчерпав себя, COIL сбрасывают очередную оболочку и приступают к созданию новой. Данную, столь популярную в наши дни апокалипсическую тематику можно было бы развивать долго, но приходится остановиться, забыть про сумеречное, полуреальное, вакуумное состояние после конца света и окунуться в последнюю вещь всей серии "Christmas Is Drawing Near". Она оставляет ощущение спокойствия, уверенность, что никакого конца света не будет, что после завершения старого цикла наступит новый, придет Рождество, которое уже очень близко и во время которого будет звучать простая и нежная, рожденная на наших глазах музыка, вроде той, народной по происхождению песни, что доносится до нас в исполнении ROSA MUNDI, еще одного, самого свежего обличья COIL, образуемого собственно самими COIL и уже проявившими себя на "Amethyst Deceivers" Роуз Макдоуэл и Робертом Ли. На этой то ли лирической, то ли патетической ноте можно закончить, добавив лишь, что издание компакт-диска сопровождалось виниловой версией, на которой отсутствуют композиции "North" и "Magnetic North", а "White Rainbow" помещена в укороченном варианте.





К своему новому перерождению COIL подошли с новыми идеями, планами и в обновленном составе. Некто Thighpaulsandra, профессиональный музыкант, участник SPIRITUALIZED и QUEEN ELIZABETH, знаток творчества Стокхаузена и в некотором роде паганист, присоединился к Джону, Петеру, Дрю Макдоуэл и Уильяму Бризу, преобразовав весь состав в пентаграмматическую форму.

В начале 1999 года на Prescription Records вышел полуметражный альбом "Astral Disaster", все 99 копий которого были распроданы еще до его появления. В дальнейшем, материал с этого релиза планируется к переделке и переизданию на других форматах. О гото вящ емся вскоре выходе компакт диска с переработанным материалом с пластинки уже сообщалось в пресс-релизе на веб-странице.

В мае началась подписка на новый лонг-плей "Musick To Play In The Dark Volume One", приобрести который можно только на собственном лейбле COIL Chalice, то бишь непосредственно у Джона и Петера, посредством почтовых форм денежного обращения (как вы, на вер ное, догадываетесь, в наших палестинах эти формы сводятся к одной незыблемой - кэш в конвертике). Однако, уже сейчас этот альбом дистрибютируется через многочисленные каналы World Serpent и процедура приобретения этого альбома намного упрощается.

Объявлено так же о скором появлении альбома "Backwards". Эта долгожданная и долго задерживаемая запись будет издана на лейбле Трента Резнора Nothing. Кроме старых, хранившихся с 1994 года вещей, там появятся новые, сделанные сегодня специально для это го релиза.

Прекратила (похоже, временно) свое существование страница Song Of The Week, где ранее в MP3 формате загружались очень редкие и труднодоступные вещи разных периодов. По словам Джона, сейчас они не удовлетворены качеством того материала, что появлялся на этой странице. Тем не менее многим поклонникам группы было преподнесено колоссальное количество сюрпризов. Вероятно, что после некоторого перерыва и основательного пересмотра архивов COIL возобновят этот проект.

19 октября 1999 года обнародована подписка на вторую часть "Musick To Play In The Dark", где COIL обещают не давать ход распространению этого релиза за пределы собственного лейбла, сетуя на то, что эксклюзивность продаж первой части не удалось полностью осуществить, и часть тиража попала в традиционные каналы World Serpent.


Материал, собранный на серии "Solstice/Equinox" изначально планировалось переиздать на длинном CD, но похоже, что этим планам, как и многим другим, к которым быстроменяющиеся COIL так же быстро охладевают, сбыться не суждено.

Мы довольны циклом, и мы поражены тем, что услышали. Мы почти не ждали, что перед нами развернется мини-история вселенной. Мы счастливы, что пережили еще одно Рождество.

COIL
BM.Соdex.
London
WC1N 3XX.UK
www.brainwashed.com/coil



Дмитрий Колесник (как часть журнала "Яйцо и Мы" №1, 1999) :: parazyt@usa.net


Send mail to achtbaby@aaanet.ru with questions or comments about this web site.
Achtung Baby! contact: mzr93@mail.ru
Copyright © 1997 Achtung Baby!
Last modified: December 16, 1999