Rock Fuzz #21, апрель 1995

ВЯЛОЕ ИНТЕРВЬЮ


     О том,  как  Джордж ничего
не знал,  о корявой звезде и  о
медсестре с раной.

     Анатолий Гуницкий: Что там было, в Англии-то?

     Курехин: Я приехал в Англию после встречи Нового Года, 2-го января.
Там был концерт фортепианный. Есть такая маленькая английская фирма "Лео
Рекордз", она   отмечала  свое  15-летие  и  пригласила  людей,  которые
представляли эту фирму, чью музыку она выпускала с начала 80-х.

     ..............

     Я хотел встретится с одной компанией и предварительно послал  факс.
Есть такой  Дэвид  Тибет...  В  60-е  годы  была  такая группа Throbbing
Gristle, это была единственная группа,  которая колотила в железки, в то
время, как  все  слушали БИТЛЗ,  СТОУНЗ,  играли прогрессив...  Это были
единственные в  своем  роде  безумцы.  Сейчас  у  них  появилась  плеяда
последователей, но  если  те  были предельно завернутые,  то ученики уже
пропущенны через интеллектуализм, они более молодые, более энергичные. У
них своя тусовка,  это приблизительно пять групп,  которые друг с другом
очень дружат, имеют совместные проекты и между собой тусуются постоянно.
Самая знаменитая  группа  -  Coil,  это  Питер Кристоферсон из Throbbing
Gristle и Джон Бэлланс.  А я созвонился с  Дэвидом  Тибетом.  Совершенно
невероятный человек.   Пришел,   весь  увешанный  какими-то  немыслимыми
вещами, с распятием,  обтянутый кожей.  Очень классный. Мы встретились и
очень быстро    нашли    огромное    количество    всевозможных    точек
соприкосновения и знакомых.  Я  со  всей  его  компанией  перезнакомился
группы Coil, Death In June, Current 93 - это группа самого Тибета, потом
Sol Invictus и Nurse With Wound.  Отличное название - МЕДСЕСТРА С РАНОЙ.
Каждая из  этих групп по своему невероятна,  одних отличает маниакальная
чудовищность извлекаемых  звуков,  других  мягкая   интеллегентность   в
сочетании с клинической...  клинической... с чем, Джордж, не знаешь? Что
может быть клиническим?

     А.Г.: С клиникой.

     К.: (радостный  смех)   Просто   с   клиникой!   Нет,   клиника   -
существительное, а здесь нужно прилагательное...  (Думает).  Клиническое
что-то...

     А.Г.: Может быть не клиническое, а паталогия.

     К.: Нет, не паталогия.

     А.Г.: И так ясно, о чем идет речь, вряд ли нужно искать слова.

     К.: Я никак не могу проснуться. Я что-то рассказывал, да?

     А.Г.: Да, про эти группы.

     К.: (недовольно) как-то очень вяло  рассказывал...  хотел  передать
неумерный восторг. Может по новой начнем?

     А.Г.: Ты был в Лондоне?

     К.: (энергично)   Да,   после   совершенно  невероятной  тусовки  в
аэропорту - в Лондоне - я сразу поехал к Дэвиду Тибету - человек  просто
фантастический - просто - ну,  я не знаю,  таких нету... (буднично) нет,
Джордж, так опять не годится...  никак  не  вызвать  в  себе  энтузиазм.
Хочется рассказывать  с жаром,  с огоньком,  хочется передать немыслимые
разговоры, фантастические встречи!

     А.Г.: Сделай акцент на музыку, тогда, может, легче будет. На музыку
Тибета.

     К.: На музыку?  Тибет начал с того,  что, как всякий интеллегентный
человек, бил сначала по железкам.  Все это страшно было завербирировано,
замешано с электроникой.  Потом электроника исчезла. Сначала у него были
чисто индустриальные проекты.  А потом он,  как и  всякий  интелигентный
человек, стал сочинять песни.  Ну,  такие песни...  что называется "дарк
фолк". Очень модное слово -  дарк.  Берется,  что  угодно,  прибавляется
слово "дарк"  - и сразу появляется мистическая окраска,  какой-то второй
план и что-то такое сразу просматривается...

     А.Г.: (бессмысленно) По-моему, есть "дарк-поп".

     К.: Конечно.  К любому слову можно  прибавить  "дарк".  Дарк-техно,
дарк-рэп. "Дарк-фолк"  -  это  то  же  самое,  что  просто фолк,  только
помрачнее. В фолке - мажор,  здесь - минор и медленное тихое  завывание.
Компания очень  коассная.  Люди просто замечательные.  Когда я приехал к
Тибету, то увидел,  что у него все увешано раннехристианской символикой,
невероятные кресты,   вперемешку   с  тибетскими...  мне  это  напомнило
квартиру Гребенщикова,  там  в  свое  время  тоже  было  странное  такое
собрание всей  этой...  всей...  хотел  сказать  неприличное  слово,  но
вовремя сдержался. Это интервью у нас?

     А.Г.: Угу.

     К.: Значит нельзя (вздыхает)... Вот...

     А.Г.: Как ты думаешь (с  трудом  выдавливает  из  себя  продолжение
вопроса)... могут быть эти группы интересны в России?

     К.: У   нас  эти  группы  уже  имеют  устойчивый  круг  слушателей.
Появляется аудитория,  которая...  (с   неожиданным   порывом)   Джордж,
надоедает слушать  одно  и  тоже!  Хочется вырулить куда-то,  в какую-то
область, а новых областей не так уж много.  Если ты настроен вырулить  в
какую-то очень  необычную область,  то,  естественно,  сразу попадаешь к
Psychic TV,  а если попадаешь к Psychic TV, то автоматически попадаешь в
компанию к Тибету.

     А.Г.: (С  неожиданной осмысленностью) Я послушал несколько альбомов
Current 93.  Мне понравилось,  но эту музыку  я  послушал  на  удивление
спокойно, даже   индустриальные   проекты   звучат,   как  мне  кажется,
достаточно невинно.

     К.: Да,  невинно. Для меня важно другое: Тибет спокойный, уверенный
человек, который  осознает,  что,  как  и для чего он делает.  Замкнутая
система. Они сами делают дизайн, продумывают дальнейшее функционирование
своих проектов, у них собственная дистрибьютерская фирма, они делают то,
что хотят,  у них нет проблем с коммерцией.  Они - цельная  самозначимая
психология. Это  как  раз  единственное,  что  мне  нравится.  Абсолютно
замкнутая, целостная   эстетика,   она   не    нуждается    в    широком
информировании, она самодавлеющая,  самодостаточная, рельефная и четкая.
Очень большим удовольствием было общение с  этими  людьми,  попадаешь  в
близкий культурный климат. Разговариваешь с человеком, которого видишь в
первый раз и находишь большое количество общих тем и интересов,  с ходу,
при первой же встрече,  говоришь о технологических процессах, обсуждаешь
раннехристианских святых - т.е.  количиство позиций,  которые  сближают,
настолько велико,  что попадаешь, как к себе домой. Прекрасно общаешься,
нет ощущения  недопонимания,  все  очень  просто,   естественно,   очень
открытые люди,  несмотря на их замкнутую тусовку. Мы договорились о том,
что Тибет,  Джон Бэлланс и другие приедут в Петербург, я буду арендовать
студию, мы засядем и попробуем записать как можно больше материала.

     А.Г.: Когда это произойдет?

     К.: Ориентировочно   -  в  июне.  Запишем  максимальное  количество
материала, а там посмотрим, что с ним делать. У каждого из них есть своя
фирма грамзаписи,   свой  собственный  лейбл,  но  это  все  равно  одна
компания. Я думаю,  как придать этому легкий  православно-ортодоксальный
оттенок. Они все и, в основном Тибет, завернуты на религии всевозможной,
не просто религии...  а такое глубинное религиозное ощущение  -  если  у
Тибета, судя  по  фамилии,  оно  сначала  очень  -  он  прекрасно  знает
тибетский язык - вообще такой очень - очень все грамотно - то он...  как
бы... о чем я говорил Джордж?

     А.Г.: (безразлично) О религии.

     К.: О религии? Да, религия... я забыл... А что я говорил о религии?
Я ругал или хвалил?

     А.Г.: (глухо) О глубинном ощущении религии у Тибета.

     К.: (смех) А... Что ты имеешь ввиду?

     А.Г.: Нет, это ты что имеешь ввиду?

     К.: Что такое глубинное ощущение религии?

     А.Г.: Не знаю.

     К.: Это такие общие фразы,  которые ничего не говорят,  так можно о
чем угодно сказать...  Глубинное ощущение религии!  Это же бред,  ты сам
должен понимать...

     А.Г.: (вяло) Конечно, бред.

     К.: Тогда зачем же мы говорим какие-то нелепые вещи? (пауза)

     А.Г.: Ты сказал, что он знает тибетский язык.

     К.: Ну да... Опять же - что такое "он знает тибетский язык"?

     А.Г.: (с индифферентным интересом) А какой тибетский?

     К.: Не знаю. Наверное старый.

     А.Г.: А есть-ли вообще тибетский язык?

     К.: Я думаю, что есть.

     А.Г.: Я думаю, что их много.

     К.: Я думаю,  что... ну да, какие-то там полийские... я не совсем в
этом разбераюсь.

     А.Г.: (неожиданная экспрессия) А!  Ты говорил, что хотел бы придать
совместному проекту православный оттенок!

     К.: Да. Я хочу внедрить туда православие. Я привез в подарок Тибету
несколько CD с хоровым пением - Бортнянский, Березовский.

     А.Г.: Ему понравилось?

     К.: Он как бы точно не сказал, что и как. Слушая альбомы Current 93
я подумал,  что не хватает православия  где-нибудь  вдалеке,  чтобы  оно
жужжало, очень тихо... в самом... в самом... (пауза)

     А.Г.: (жестко) В самом - что?

     К.: В самом углу... Что тебе рассказать еще?

     ...........................

     К.: Что ж тебе рассказать?

     А.Г.: Про Current 93 расскажи.

     К.: (энергичная  вспышка)  Они  понимашь,  очень  классно,  все эти
группы отличаются друг от друга,  несмотря на то, что они друзья и очень
близки...

     А.Г.: М-м.

     К.: ...друг другу и находятся в одной эстечиской какой-то,  прости,
нише - и тем не менее все имеют свою специфику,  если  Coil  работает  с
компьютерами, сэмплерами,    такая    технологическая   круппа   (издает
"электронные" звуки),  барабаны там,  все остальное, то Nurse With Wound
или МЕДСЕСТРА  С РАНОЙ - лязгаящая,  гитарная,  очень индустриальная,  а
Current 93 весь размазанный,  расплывчатый, дымчатый... (задумался, ищет
слова)

     А.Г.: (с тупой деловитостью) Они дают концерты?

     К.: Очень редко.  В основном, студийные проекты. Я же говорю, у них
сложилась довольно устойчивая компания почитателей. Их фэнами называют?

     А.Г.: (неопределенно) М. Да.

     К.: (бодро) Типично культовые группы.  Правда,  они еще не до конца
стали культовыми по большому счету, а вот группы, из которых они вышли -
Throbbing Gristle и Psychic TV - это уже настоящие культовые группы. Там
еще девчонка  была  такая,  Коззи  Фанни Тутти.  По-моему,  это означает
прекрасные, отличные сиськи.

     А.Г.: М. Не знаю.

     К.: (радостно смеясь) Тутти - это что - типа Пусси?  Может  быть  я
ошибаюсь?

     А.Г.: (строго) Чем она занимается?

     К.: Она  как  раз  была  в  Throbbing  Gristle.  Она делает сольные
проекты, связанные с менструацией и чем-то еще, но я с ней, к сожалению,
не пересекся. С другой стороны, я пересекся с замечательными...

     А.Г.: Как  же  ты  говоришь,  что  она  там была,  если ты с ней не
пересекся?

     К.: Она вообще была...

     А.Г.: А, вообще...

     К.: Да,  вообще  она  из  этой  компании.  Зато  я   встречался   с
замечательными японскими девушками, меня с ними познакомил Тибет. Такие,
которые тоже...  что же они делали?  Для меня важно, что они японские, я
уже как бы... забыл. Что же сказать?

     А.Г.: (что-то невнятно бурчит)

     К.: Все  это  глупо  выглядит,  как  отчет  о  проделанной  работе.
(наигранно) Я был в Англии!  За неделю я  сделал  то-то.  Пункт  первый.
Потом - то-то, то-то и то-то (пауза) никак не... не... не...

     А.Г.: (зевая)  Расскажи  про  дистрибьюцию этой музыки,  которой ты
хочешь заниматься?

     К.: (одобрительно) М-м.  Они  с  большим  удовольствием,  поскольку
Россия для  них  страна совершенно загадочная.  Тем не менее,  я нашел в
библиотеке Тибета  Владимира  Соловьева  на  английском,  еще  Сологуба,
Федора Достоевского   -   значит   интеллектуальная   аура   все   равно
присутствует, и они крайне заинтересованны,  чтобы их музыка  звучала  в
России и  продавалась.  Я буду заниматься дистрибьюцией этих групп.  Мне
очень нравится.  Когда мне что-то очень нравится,  то я берусь за дело и
стараюсь довести дело до конца. Я чуствую, что мне нравится, это одно из
ярко осознанных желаний.  Помнишь мы говорили,  что желания бывают  типа
"можно делать" и "можно не делать"?  А бывает, когда осознанное желание,
когда точно представляешь,  что делать хочется.  И вот это  относится  к
категории дел, которые делать хочется.

     .............................