Laibach

статья составлена по результатам пресс-конференции в Санкт-Петербурге (осень 1997) публикуется по материалам сайта Дениса Белевича
Индустриальная культовая группа Laidach - самая известная среди восточноевропейских коллективов на Западе. У нас она тем более не нуждается в рекламе.

История группы, как известно, началась в год смерти Тито (1980) в небольшом шахтерском городке Трбовле, где познакомились ее будущие участники Иван Новак, Деян Кнез и Милан Фрас. Название коллектива было позаимствовано от имперского наименования столицы Словении Любляны в период австро-венгерского правления.

На пресс-конференции, посвященной концерту Laidach в Петербурге, присутствовал лишь один участник группы Иван Новак. (Обычно только он посещает пресс-конференции и общается с журналистами). На самом концерте он орудовал за пультом, ставя свет, эффекты, и управлял заранее записанными звуковыми отрывками шума толпы, церковного пения и т. д., которые так важны для имиджа группы. Вот некоторые вопросы, заданные Новаку:

Какое образование у членов группы?

Мы все пытались учиться, но поняли, что ничего не получим от систематического образования.

Расскажите об NSK и месте Laidach в этой структуре.

Laidach образовалась в 1980 году в Любляне. С нами тогда стартовало еще несколько групп из разных областей Югославии. Они думали так же, как и мы. Через четыре года мы решили сделать нечто большее, собрав всех единомышленников в неформальную организацию 'Neue Slowenische Kunst' (Новая словенская культура). Это принесло результат: в то время, когда Laidach были запрещены на родине, другие группы использовали наши мотивы. Иногда нам удавалось проводить и широкие театральные акции. Когда разрушились Берлинская стена, Советский Союз, Югославия, NSK не распалось. К этому времени мы решили создать свое виртуальное государство, не имеющее территории и временных рамок. Мы выпустили символический паспорт и открыли посольства. Одно из них находится в Москве с 1992 года. Открывая посольства, мы стараемся прожить с теми людьми, на чьей земле находимся, пытаясь привлечь новых членов в государство NSK. Сегодня население NSK больше населения Ватикана.

Как вступить в NSK и получить его паспорт?

Надо заполнить анкету, ответив на несколько вопросов, прислать две фотографии и немного денег. Сколько, я не знаю. Свой паспорт я получил бесплатно.

NSK занимается и литературой, расскажите об этом подробнее.

Существует много интересной литературы в республиках бывшей Югославии. NSK выпускает книги. Последняя, издана, к сожалению, только на словенском языке. Она называлась "Введение в Бога". Полностью ответить на такой вопрос мы не компетентны, это не наша специальность. Но Laibach, конечно же, привлекает знания из литературы.

Есть ли у вас единомышленники в России?

Наш образ мышления ничем не отличается от образа мышления других людей.

Как вас коснулась война в Югославии?

В Боснии, например, мы потеряли несколько друзей. Вам известны результаты: около трех миллионов беженцев, триста тысяч убитых. До того как мировая общественность стала что-то делать, произошло много насилия. Все, что мы могли сделать, это приехать в Сараево, когда это стало возможным. Добирались зимой через горы. Там мы играли концерты и раздали 350 паспортов. Многие с паспортом NSK смогли покинуть Сараево — сделать то, что было невозможно с боснийским паспортом. Прием пересечения границы с паспортом NSK не всегда срабатывает, но там стоит одна такая итальянская печать...

Как отразилась война в вашем творчестве?

Мы посвятили конфликту в Боснии целиком альбом NATO. С этим альбомом связано одно совпадение: мы приехали в Сараево с программой за несколько дней до того, как Североатлантический альянс вступил в город. Так что, нас вполне можно было считать его авангардом. В целом на музыку и текст Laidach влияет многое, но мы стараемся не реагировать на эмоциональном уровне и не терять головы. Иногда это трудно.

Почему последний ваш альбом носит название Jesus Christ Superstars? Почему во множественном числе?

Знаете, было столько интерпретаций Иисуса Христа, что пора употреблять его имя во множественном числе. Даже в поп-культуре Мадонна или Майкл Джексон заигрывают с этим символом веры. Некоторые певцы в "металлических" группах сами, порой, походят на Иисуса.

Чем объясняется такое большое количество кавер-версий на ваших альбомах?

Мы не претендуем на оригинальность. Вы берете песню, переделываете ее контекст, и все меняется. Это то же самое, что ставить 'Макбет' или "Гамлет" Шекспира. Каждый раз все будет по-новому.

Что вы планируете делать в будущем?

Ведется запись нового альбома, который выйдет в апреле-мае на Mute. Мы будем работать над проектом столетия Брехта для берлинского театра, сделаем музыкальную интерпретацию его наследия.